Пешком в прошлое в деревню Устье к церкви вмц.Варвары.

На приходе ц. Спаса — Преображения с. Бронница Новгородской епархии  состоялось первое мероприятие в рамках реализации проекта «Пешком в прошлое» победителя грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».

С 5 по 7 мая преподаватели учащиеся воскресной школы и их родители совершили первый краеведческий поход в д. Устье Новгородского района к храму вмц. Варвары. В поход ребята  отправились с целью изучить историю храма великомученицы Варвары, священников и причта, которые там служили.

Это первый поход, поэтому организаторы — преподаватели, да и сами участники отнеслись к нему очень серьезно. Перед походом постарались изучить интернет материалы по данному объекту. Составить список вопросов, на которые необходимо найти ответы. Как оказалось информации по д.Устье и церкви очень мало- узнали только дату основания храма и имя его основателя.

Сопровождать участников похода согласилась Ольга Станиславовна  Ершова заведующая межпоселенческой центральной библиотеки п.Пролетарий. Историей д.Устье она занимается уже несколько лет, не раз посещала эти места. Но и у нее не оказалось подробной информации о самом храме и священнослужителях, она больше интересовалась судьбой основателя храма  Каземира Яковлевича Рейхеля. Ольга Станиславовна же помогла договориться с коренными жителями д.Слюзово о том, чтобы они поделились с нашими  ребятами своими воспоминания. В деревне проживает всего трое коренных местных жителя, остальные либо дачники, либо переселились сюда намного позже, когда церковь уже не работала и д.Устье уже не существовало.

За время похода узнали о судьбе храма и усадьбы в послевоенное время, немного о священнике архимандрите Дамиане Яковлеве, который служил в храме вмц.Варвары с 1937 по 1957г. Одна из жительниц поделилась фотографиями о.Дамиана и юродивого, который подвизался в деревне в 60-е годы.

Ребята выяснили, что после смерти о.Дамиана, предположительно в 1957г.,  храм был закрыт, и постепенно стал приходить в упадок и разрушаться.

Сама деревня Устье, где стоит храм, была усадьбой инженера-мостостроителя Каземира Рейхеля. Сейчас в этом месте дремучий лес, дорога, построенная век назад, вполне удобна, а вокруг храма ещё видны следы того благолепия, которое было при жизни усадьбы: сохранился колодец, яблоневый сад, несколько дубов, следы усадьбы.

После того, как ребята вернулись из похода и стали обрабатывать полученную информацию, оставалось много открытых вопросов: какова история усадьбы, почему церковь построена именно в честь вмц.Варвары, где был похоронен о.Дамиан и откуда он попал на Устье?

По совету Ольги Станиславовны мы решили обратиться к местному краеведу и писателю, проживающему в п.Пролетарий, Азе Михайловне Яковлевой. История д.Устье уже давно привлекало внимание местных краеведов (выяснилось, что знаменитый керамический завод п.Пролетарий был построен Рейхелями, а только затем был выкуплен Кузнецовым и приобрёл всероссийскую славу).

Аза Михайловна, тоже не много знает о храме вмц.Варвары,  она поделилась материалами из свой  книги «Мое любимое Приильменье» ,в которой записаны воспоминания о д.Устье бывшего старосты Бронницкого храма Михаила Григорьевича Антонова про  усадьбу с конюшней, «красный» мост через р.Нишу. По его воспоминаниям храмовая икона вмц.Варвары хранилась в Спаса-Преображенской церкви с. Бронница, но потом  была из храма похищена.  Также Аза Михайловна показала нам схему местности, на которой была отмечена Рейхелевская дорога.  От нее же мы узнали, что в поселке проживает племянник Михаила Григорьевича- Владимир Антонов.

Со слов Владимира Леонидовича Антонова ребята узнали, что церковь была построена Каземиром Рейхелем в память об умершей в младенчестве дочери Варваре, а могилка арх.Дамиана находится слева от входа в Церковь.

А вот откуда попал на Устье о.Дамиан мы так и не узнали. Этот вопрос, как и вопрос связанный с судьбой храма со дня основания, а также имена священников с 1917 по 1937год остается не раскрытым. Этому будет посвящена работа в архивах.

Далее мы публикуем интервью с местными жителямид.Слюзово.

Иванова Валентина Константиновна:

— Я родилась в деревне Слюзово, здесь же и выросла, вышла замуж, а потом уехала на Урал и вернулась через пять лет. В деревне Слюзово было 200 дворов, а в деревне Устье была только усадьба Рейхеля, несколько домов и церковь великомученицы Варвары.  Когда я была маленькая в церковь ходила с родителями. Венчал нас с мужем священник, который служил в церкви д. Устье, отец  Дамиан в 1957 г. Во время войны храм был закрыт. Усадьба Рейхеля находилась рядом с храмом. В этом доме находился детский дом-приют и приходская школа для сирот, в этом же здании жили священники. Там училась и моя мама. Мама рассказывала, что они сбегали с уроков для того чтобы посмотреть на венчание в храме. «Уж очень интересно нам, ребятишкам было посмотреть», — говорила мама.

Помню один случай – рассказывает Валентина Константиновна — в деревне очень долго не было дождей, была засуха,  они с батюшкой Дамианом отслужили молебен в церкви, по окончанию которого они только дошли до своей деревни Поводьё (5 км.), как пошел сильный дождь, как и просили. По воспоминаниям Валентиновны отец Дамиан был небольшого роста, но он  был строгий батюшка.

Брат Валентины, Евстафьев Николай  Константинович  рассказывает:

— Усадьба в Устье была местным культурным центром.  В Устье вели две дороги барская и крестьянская, сама церковь, как рассказывала мне мама, была большая и очень красивая.

Валентина Константиновна, любезно поделилась с нами фотографиями из своего личного архива: нас заинтересовало 2 фото —  на одной фотографии изображен архимандрит Дамиан, а на второй блаженный юродивый Сашка Вошь, который ходил из деревни в деревню.

Надежда Павловна Лаврентьева (которой в этом году исполнился 81 год), поделилась с нами своими воспоминаниями:

— Я родом из деревни Слюзово. Помню, на кладбище стояла хорошая большая деревянная часовня. Туда привозили священника на отпевание. Сейчас от часовни ничего не осталось.

На вопрос корреспондента, почему деревня Устье не сохранилась до наших времен, она ответила:

— После того, как закрыли торфозаготовительное предприятие, людям негде стало работать, и они разъехались.  Это было в 70-х годах. Где людям давали жильё туда они и ехали.

В 60-х годах, когда закрыли церковь, начали разворовывать усадьбу и могилы  в поисках золота, а нам папа сразу сказал, что золота нет и похоронен там основатель церкви и самой усадьбы  Каземир Рейхель. Усадьба была большая, с березовой аллеей и с большой дорогой.

Вообще про усадьбу хорошо знала Маша Петрова прихожанка храма, она там родилась и там выросла, и знала всех священников.   А теперь уже не осталось никого из жителей деревни Устье.

Фотографий никаких не сохранилось, так как времена были тяжелые и не на что было купить куска хлеба, какой там фотоаппарат. Фотографировать в храмах не разрешали, венчание — значит венчание, крещение — значит крещение, никаких фотографий, не то, что сейчас – к этому относились строго.

Из церковного причта, помню, регент приезжал из другой деревни. Церковь дрожала от общего пения, тогда ведь от души пели, концертов не было, в кино не водили, мама за руку нас возьмет, мы босиком и побежим, камни перепрыгиваем с девчонками, смотрим, ой змея лежит, перепрыгнем и дальше бежим. Священник Демьян (так называют отца Дамиана местные жители)  царство ему небесное – был человек — душа, его все любили, мы всё время его поминаем.

Когда церковь закрыли все иконы пустили по речке. Представьте себе,  из комсомольцев, тех, кто приложил руки к разбору храма, никого в живых не осталось, все молодыми померли. Я всем говорю, кто идет в Устье к церкви, не берите кирпичи оттуда, вот даже с места не берите.

У нас было два кладбища, одно находится на территории церкви. Всех священников хоронили у церкви, могила отца Дамиана находится слева от храма. А второе кладбище, которое за рекой, уже не найти.

******

Воспоминания Михаила Григорьевича Антонова из книги Азы Михайловны Яковлевой «Мое любимое Приильменье»2010г.

«…Еще пять минут и перед нашим взором возникли разва­лины церкви Варвары Великомученицы, построенной Рейхелем в XIX веке. В 60-е годы прошлого столетия комсомольцы начали разбирать на кирпичи бездействующую к тому времени церковь, да так и бросили в полуразобранном состоянии.

Полуразрушенные стены и колокольня, несколько камен­ных ступеней винтовой лестницы, когда-то ведущей на звонни­цу, хорошо сохранившаяся апсида алтаря — все это давало четкое представление о маленькой и уютной церкви.

Михаил Григорьевич, словно опытный экскурсовод осто­рожно ступая по кирпичным завалам, рассказывал, где размеща­лись иконы Варвары Великомученицы, Николая Чудотворца и Пантелеймона Исцелителя. Справа, перед бывшим алтарем ви­села лампада, которую и сейчас зажигают по праздникам жители окрестных деревень. Здесь же в полуметре от нее, в углублении выветрившейся стены, мы заметили маленькое, аккуратное гнез­дышко неизвестной птички. Птенцы уже вывелись и разлете­лись, оставив несколько пушинок. Эта картинка показалась нам трогательной, наполненной святостью. Посередине церкви уже успели вырасти взрослые деревья, там, где под плитами пола была спрятана икона Варвары Великомученицы в те тревожные дни, когда по распоряжению Райкома на нескольких лодках у возили

церковную утварь Михаил Григорьевич рассказал о траги­ческой судьбе этой иконы. Через несколько лет бесценная икона, тайно перевезенная в Бронницкую церковь, была похищена и, к сожалению, до сих пор не найдена.

Обогнув церковь, направляемся к могиле Казимира Рей­чел* Картина предстала удручающая: сразу за алтарем зияла ог­ромная яма, вокруг молодые деревья, сломанные ветром или кладоискателями, никаких признаков могилы. Присмотревшись повнимательней, мы заметили на самом дне ямы цокольную часть могильного обелиска из черного полированного мрамора. По сторонам ямы виднелась древняя кладка из больших камней, образующая некоторую полость. Возможно, что это подтвер­ждение рассказов старожилов о том, что здесь был семейный склеп Рейхелей. Якобы, подземный ход соединял могилы Кази­мира Рейхеля и его первой жены Анны Александровны Татариновой, умершей в 1830 году. А возможно, что это камни дре­нажной системы, отводящей воду из-под церкви, стоящей на правом высоком берегу речки Ольшанки, впадающей в Нишу…»

«….Веселый и помолодевший 80-летний Михаил Григорьевич вспоминал, как в той церкви отец Дамиан крестил маленького Володю Антонова.  С большим удовольствием он рассказывал о своей молодости, прошедшей в этих живописных местах, как назначал свидание молодым девчатам на «красном мосту», построенном Каземиром Рейхелем через р.Нишу, рядом со своей усадьбой  Сейчас остались лишь сваи этого моста, скрытые поло­водьем. Тогда от этого моста шла дорога, соединяющая усадьбу Рейхелей с шоссе поспешных дилижансов Москва — Санкт- Петербург. Полузаросшая и частично заболоченная эта дорога сохранилась до сих пор. Грибники и ягодники ласково называют ее Рейхелькой.»

*****

Интервью с Владимиром Леонидовичем Антоновым.

«Я родился в д.Устье 4сентября 1955 года. Мои мать и отец жили там, и другие родственники жили на Устье. Крещён я отцом Дамианом в храме Великомученицы Варвары. Был маленьким ребёнком, совершенно ничего не помню. Помню, ходил, когда уже с Устье  переехали,  мы жили в деревне Поводьё. И когда уже в Поводьё переехали родители, жили в деревне в Поводьё. С бабушкой ходил на службу  в церковь туда на Устье, пока она действовала. Когда же на Устье храм закрыли, тогда пока ещё в школу ходил и с бабушкой уже посещали Преображенский храм в Броннице.

А про Устье я помню, что деревня в те годы уже начала распадаться. Люди выезжали оттуда, храм закрыли в 1957. Там сначала сторож был, в доме, где была школа, напротив храма. Там было два дома. В одном жил священник, а в другом была школа.

Сама деревня – была главная улица, а к 1965 году дома оттуда вывозили, и осталась только церковь и здание бывшей школы.  Церковь уже была заброшена и не закрывалась, имущество всё вывезли. Сначала там жила пожилая женщина, присматривала за храмом.  В основном там заезжие оставляли свои надписи, а уносить оттуда было нечего.

Храм с годами постепенно рушился. Люди стали и железо тащить с церкви, и кирпичи. Потом крыша обрушилась.

За алтарём похоронен Рейхель, а церковь, говорили, что он построил в память о своей умершей дочери. »

*****

Ниже дорогие читатели мы предлагаем, вашему вниманию, несколько отзывов ребят-участников похода.

«Мы совершили увлекательный поход. Ходили в деревню Устье.  В походе мы были три дня. Побывали на месте разрушенного храма освященного в честь великомученицы Варвары. Некоторые из ребят пообщались с местными жителями об истории храма, о самой деревне Устье. Мы провели уборку, как в самом храме, так и на территории вокруг храма:  убирали упавшие ветки с деревьев, спилили выросшие деревья в самом храме. Вечерами собирались у костра и делились своими впечатлениями, накопленными за день. Много нового узнал о храме и о той местности.

До полуночи мы сидели и пели песни, отпугивали местных медведей. Мне было очень интересно и весело».

Илья Анисимов, 14 лет.

******

«Мы были в деревне Устье. Я там был впервые. Место мне это очень понравилось. Наша группа расположилась неподалеку от храма великомученицы Варвары. Собственно  этот храм и был главной целью нашего похода. Мы сделали уборку вокруг храма. Взрослые вырубали деревья, а мы (дети) собирали упавшие ветки и, разбросанный мусор. Старшие ребята ходили по деревне и разговаривали с местными жителями. А вечером у костра рассказывали нам то, что узнали о храме и о батюшке который служил раньше в этом храме. А еще неподалеку от нашего лагеря мы обнаружили следы медведя… Но я не боялся! Ведь с нами было много взрослых».

Григорий Рыков, 9 лет.

******

«С 5 по 7 мая мы ходили в поход в деревню Устье Новгородского района. Там похоронен Казимир Яковлевич Рейхель, по его проекту был построен наш мост в селе Бронница через реку Мста, а еще он помог построить церковь великомученицы Варвары в деревне Устье. Его могила находится на территории этой церкви. К сожалению, церковь стоит практически в разрушенном состоянии. Место, на котором стоит храм, огибает река Ольшанка. Мы постарались, как смогли, навести порядок на территории храма.  А еще я узнала, что Рейхелю за его службу, царь пожаловал три деревни Жихово, Поводье и Шабаново. В походе мне очень понравилось».

Виктория Васильёнова, 18 лет.

*******

«В поход мы ходили в деревню Устье. В этой деревне стоит разрушенный храм, освященный в честь великомученицы Варвары. До деревни Поводье нас довезли на автобусе, а дальше мы шли пешком – примерно 5 км. Наши корреспонденты собирали сведения о храме, деревне и усадьбе. Было очень интересно послушать их рассказы. После того, как мы пообщались с местными жителями деревни Слюзово, мы отправились в Устье. Несмотря на тяжелые рюкзаки, идти нам было довольно легко. Мы шли и весело разговаривали, по пути, фотографируя окружающую природу. Когда мы подошли к месту, где решили разбить лагерь, мы увидели следы медведя и медвежонка. Выбрав место для лагеря, начали устанавливать палатки и разводить костер для приготовления пищи. После обеда мы осмотрели окрестности и храм. Вечером после ужина и бесед у костра, мы разошлись по палаткам, а самые стойкие остались петь песни у костра. На следующий день мы пошли наводить порядок на территории храма. В походе мне очень понравилось. И впечатления остались только самые хорошие».

Анна Корешкова, 17 лет.

******

«После того, как мы пообщались с местными жителями деревни Слюзово, мы пошли искать мостик, для того чтоб перебраться через реку и дойти до деревни Устье. Мостик оказался очень старый и изношенный, было страшно по нему идти. От моста наш путь был еще примерно 5 км. По дороге наш взор радовало  множество подснежников. Не доходя до места предполагаемого лагеря, мы увидели медвежьи следы. Но ничуть не испугались! Дойдя до нужного пункта, мы сразу взялись за дело: одни расставляли палатки, другие пошли собирать сухие ветки для костра… а кто-то извлекал занозы из ладошек, которыми их «наградил» тот самый мостик.

На обед мы приготовили куриный суп, очень вкусны и ароматный. Все с нетерпением ждали обеда, так как за время пути все изрядно проголодались.  Помолившись, мы приступили к трапезе. После обеда, немного отдохнув, мы пошли изучать территорию церкви. В нутрии храма наросло много деревьев и повсюду были разбросаны сухие ветки с деревьев…

Вечером, вернувшись на нашу поляну, мы взялись за приготовление ужина. На ужин у нас были макароны с тушенкой. После того, как ужин был готов, мы собрались вокруг костра, не только вкусно кушали, но и делились друг с другом своими впечатлениями. Поздно вечером некоторые из нас стали расходится по палаткам, а кому не хотелось спать остались у костра и пели песни, которые мы выучили за время обучения в воскресной школе.

В 5 часов утра, мы уже начали готовить завтрак, поваров было 3-е. На завтрак у нас была гречневая каша со сгущенным молоком и бутерброды с паштетом и сыром. Подъем был в 8 утра.  После завтрака мы продолжили уборку на территории храма. Несколько человек остались в лагере и следили за костром, а также готовили обед.

К вечеру мы завершили уборку храма. Вечером после ужина, также собрались вокруг костра, пели песни.

На следующий день после завтрака, мы гуляли по деревне, фотографировали храм, могилы батюшки и Рейхеля, а также дивную природу, которая, только начинает просыпаться, ну и, конечно же, себя! После обеда мы стали собираться домой, складывать палатки, тушить костер…

К вечеру мы были уже дома. От похода остались только добрые и хорошие впечатления!»

Анна Зубкова, 14 лет.

Просмотры (992)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Архивы