Путешествие «Пешком в прошлое» продолжается…

С 15 по 18 июня ученики и преподаватели воскресной школы с.Бронница Новгородского района посетили Ионо-Отенский монастырь, часовни Тихвинской иконы Божией Матери в д.Жабицы и храм Рождества Пресвятой Богородицы в д.Рышево. Краеведческий поход прошел в рамках реализации проекта «Пешком в прошлое» — победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-17». Участники похода делятся  своими впечатлениями.
Начнем с того, что с погодой нам опять повезло. В день отъезда приветливо светило солнце и все последующие дни мы ненадолго окунулись в лето.
Первым местом нашего паломничества был Ионо-Отенский монастырь, вернее то, что от него осталось. Доехав до деревни Посад, мы узнали у местных жителей где проходит дорога до монастыря. Поскольку неизвестно было какие трудности нас ожидают на пути, было решено отправить в монастырь только старших ребят. Дорога хоть и не очень легкая, но добрались до монастыря мы быстро, оказалось, что расстояние от Посада до Отни около 4 километров. Место для обители лучше не придумать. Уединенное, красивое и хранящее в себе следы былого величия. Жаль, что до наших дней почти ничего не сохранилось. В последствии, из рассказа Лидии Николаевны Крисановой, мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны в монастыре располагалась испанская «Голубая» дивизия, и выбивали врага оттуда «катюшами». Но даже после войны ещё сохранялись здания, в которых обжились жители уничтоженной деревни Посад. А затем деревня отстроилась, а монастырские здания потихоньку стали разбирать на кирпич из которого строили печи для домов. Так вот и исчезла с лица земли ещё одна обитель, в которой несколько веков текла молитвенная монашеская жизнь.
С XV века в обители были каменные церкви, построенные попечением игумена монастыря, а затем архиепископа Новгородского Ионы. До наших дней сохранился монастырский пруд. Старожилы нам рассказали о том, что дно и берега пруда выложены валунами и, поэтому, несмотря на годы запустения, пруд также красив и имеет четырехугольную форму.
Ещё что очень удивило, и на что обратили наше внимание местные жители, это то, что место монастыря не зарастаем ни лесом, ни кустарником, хотя кругом дремучий лес, а места вырубок леса (которые мы проходили по пути) мгновенно зарастают молодняком. Вот такое чудо, как будто святитель Иона бережет это место. Сохранились сирени, яблони монастырского сада.
А вот другая противоположность! Место храма, наоборот, заросло могучими деревьями, и, наверное, только это спасает его от разорения «черными» копателями, следы «работы» которых встречаются повсеместно. Где-то на этом месте покоятся мощи святителя Ионы (по завету он похоронен в его любимой обители). Сейчас здесь только символическая могилка святого на месте разрушенного храма. Может быть со временем и удастся обрести мощи святителя. Интересную историю нам поведала Павлова Светлана, что когда случился пожар в монастыре дубовую раку вынесли два монаха, а когда потушили пожар, то несколько человек не могли сдвинуть её с места, настолько она была тяжелая, а когда было нужно сам святитель Иона помог.
Ещё одно чудо (по рассказу Светланы) было совсем недавно, когда ставили большой крест на месте монастыря. Хоть народу идти до Отни собралось и много, а вот нести крест было некому, кто стар, а у кого спина больная. И, как по заказу, накануне назначенного дня приехали 2 вездехода. Оказалось, что это были представители администрации и лесхоза, приехавшие по каким-то делам. В помощи жителям не отказали, и предоставили в их распоряжение второй вездеход, на котором уместились все желающие, и ещё и крест к нему привязали. Вот так быстро и чудно является помощь от святителя Ионы.
Дорога, ведущая в монастырь, им не заканчивается, а идет до следующей деревни Шевелёво, но она почти заросла. В 2-х километрах от монастыря по шевелевской дороге была часовенка, от которой остался один фундамент и колодец.
Можно сказать, что для монашеского молитвенного подвига лучше места нет – красивое и уединенное. Вокруг полно следов местных обитателей, здесь и лоси, и кабаны, и как говорят местные жители и хозяин леса – медведь, часто наведывается в огороды. Вот такое чудное место – святая Ионо-Отенская обитель!
Далее наш путь лежал в д.Жабицы. Здесь находятся две часовенки в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А вот почему их две? Из разговора с местными жителями мы узнали, что раньше в деревне была деревянная часовня, но в советские времена председатель её увез себе то ли под баню, то ли под сарай. Поэтому новая каменная часовня появилась в деревне только в 1991 году, но уже на новом месте, где было удобнее жителям. А вот история появления второй очень интересна. С ней нас познакомили сестры Екатерина Яковлевна Устинова и Жаринова Галина Яковлевна, которая присматривает за часовней. Одной жительнице приснился сон, в котором её просили отыскать колодец. Женщина с односельчанами стали искать, но ничего не нашли. Второй раз приснился тот же сон, снова стали искать и в итоге нашли, крышка колодца была покрыта землёй и сверху уже рос кустарник, а когда крышку подняли, то сруб колодца был обнаружен прям как новый. Вода в нем была чистейшая (поскольку бил небольшой ключ). Но времена то были ещё советские и теперь уже «отличился» сын того председателя, что увез часовню, он взял и вылил в колодец мазут. Но со временем колодец очистили, сруб заменили, а в 90-е нашлись люди, которые поставили над колодцем часовню. Вот и получилось в деревне две часовни. 9 июля здесь местный праздник, и, получается, вдвойне праздник.
Последним местом нашего паломничества была д.Рышево. Здесь на берегу р.Мста стоит небольшой каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. На кладбище рядом с церковью поставлен символический крест на месте сгоревшей в 70-х годах церкви. Об истории деревни и храма нам рассказал местный краевед-любитель Виктор Васильевич Крупин или просто  дядя Витя (именно так он представился ребятам). Деревня уходит своими корнями в далекие времена. По рассказам дяди Вити княгиня Ольга направляла сюда свои отряды для усмирения вольных людей, а на месте нынешней деревни была стоянка, откуда и название деревни от слова рыша – палатка. Храм был построен в 1704году без единого гвоздя. У Виктора Васильевича  сохранились фотографии деревянного храма и фото похорон последнего священника (имя которого мы узнали позднее – отец Серафим). В последствии храм был закрыт и, в итоге, в 1968 году сгорел. Узнали мы также, что в здешних краях очень почитают прп.Нила Столобенского и  тоже, как и жители д.Нильско, считают его своим односельчанином. Поэтому,    в деревне обретение мощей преподобного один из местночтимых праздников. А в храме имеется две деревянные резные статуи этого святого.
На этом поход наш подошел к концу, а мы немного уставшие, но бодрые возвратились в Бронницу с массой новых впечатлений и интересной информацией.

Фотоматериалы с краеведческого похода:

This slideshow requires JavaScript.

Наши будни: фото

****

Отзывы некоторых участников похода в Ионо-Отенский монастырь, д.Жабицы и д.Рышево.

Мне очень понравился поход в Ионо-Отенский монастырь. Некоторым ребятам, в том числе и мне, повезло, и они попали в число тех, кто пойдёт к месту, где раньше был монастырь, а теперь остался один фундамент. Дорога была не очень хорошей, так что на машине даже метра не проедешь, пришлось идти пешком. Была очень тёплая погода, в чем нам очень повезло. На месте, где был раньше монастырь стоит крест, который поставили местные жители деревни Посад. Ещё там находится пруд, который выложен большими камнями. Остановились в деревне Жабицы, там есть две часовни в честь иконы Тихвинской Иконы Божией Матери. В одном находит колодец, рядом с другой раньше был храм, как нам сказали что там служил отец Серафим. В Рышево стоит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Всё было очень хорошо. С удовольствием жду следующего похода в деревню Войцы.

Самуйлова Нина 12 лет.

***

Мы ходили в поход на несколько ночей. И поселились около речки Мста. На второй день мы пошли к часовням в честь Тихвинской Иконы Божией Матери. А в лагере мы играли в футбол. Ещё мы ловили рыбу, хоть рыбки были маленькие, но их было много, поэтому уха была вкусная. В последний день мы отправились в деревню Рышево в храм Рождества Пресвятой Богородицы, и узнали, что раньше этот храм был деревянным и был построен без единого гвоздя. А теперь храм кирпичный.

Потапова Анна 9 лет.

15.05.2017 в 10 часов утра наша группа несокрушимых походников снова собралась у храма Спаса-Преображения села Бронница, чтобы отправиться в поход. Помолившись, нас разделили на две группы: тех, кто едет в заброшенный монастырь и тех, кто едет сразу на место лагеря в деревню Жабицы. Я оказалась с теми, кто едет сразу в лагерь. Почти до самого места нас довезли на автобусе, налаживающаяся погода очень радовала. Сразу по прибытии, мы как всегда занялись организационными моментами: установкой палаток и готовкой обеда.
В этом походе дети и даже взрослые активно играли в спортивные, развивающие и интересные игры, в общем, никто не скучал! Были даже сладкие призы :)
На второй день прибытия в деревне «Жабицы», наша группа отправилась осматривать местные часовни, которых там оказалось две и там же мы пополнили свои запасы воды. Обе часовни названы в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Вечером ребята рассказывали нам о том, что они узнали про разрушенный монастырь.
В последний день мы отправились в Рышево к церкви, названной в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Там местный житель показал нам фотографии старой церкви построенной без единого гвоздя!
Оказывается, что святой Нил Столобенский, живший в деревне Пятница  являлся прихожанином церкви в деревне Рышево.
Очень жаль, что старая церковь не смогла простоять до нашего времени!

Корешкова Анна17 лет

***

15 июня мы отправились в очередной, долгожданный поход в д.Посад. Доехав до деревни, мы оставили машины, и пошли глубоко в лес по лесной заросшей тропе. Шли мы ни много ни мало 4 км на северо-запад от деревни. Когда подошли на место мы увидели огромную пустошь, ни единого деревца, действительно Харитонова Отня пустошь и только на месте где существовал Ионо-Отенский монастырь было много деревьев,как-будто силы не разрешают никак трогать это святое место.
Свое название монастырь получил от имени Отняя или Отчая пустынь. Отец Алексей отслужил молебен, мы немного прибрались ,полюбовались этой незабываемой красотой, дошли до пруда, который сохранился до сего дня и отправились в обратный путь! Когда мы вернулись к машинам, то пошли к местным старожилам. Местная бабушка Лидия нам рассказала, что в 1420г. поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон. Спустя 32 года в 1452 году св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона — постриженик, а потом и игумен этого монастыря.
Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Уничтожение Отенской обители проходило поэтапно, а в 1934 году монастырь был окончательно закрыт. Постройки Отни были разрушены во время войны. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки занимали испанцы, для того чтобы выбить испанцев, было решено уничтожить монастырь. Сегодня остатки монастырских строений еще нетрудно обнаружить. И на месте, где покоятся мощи преп. Ионы, стоит деревянный крест.
Затем заурядно измотанные мы отправились к основной группе походников в д.Жабицы на берег р.Мста. Успев на долгожданный обед, мы кушали и делились впечатлениями!
На следующий день мы пошли к часовням за водой, которые названы в честь Тихвинской иконы Божьей Матери! Все ребята играли в футбол, волейбол, дартс, интелектуальные игры, ловили рыбу, было очень весело и продуктивно.
В последний день мы отправились дальше в д.Рышево ц.Рождества Пресвятой Богородицы. Кирпичная церковь с колокольней на западном фасаде. Построена на средства местных жителей в память сгоревшей деревянной Рождественской церкви, которая была построена без единого гвоздя! Вокруг церкви мы прибралась и уставшие, но счастливые отправились домой.

Любовь Чекалина

***

Мы ходили в поход, чтоб узнать о храме Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Рышево.  Старый храм был построен без единого гвоздя, а потом поставили новый кирпичный храм. В деревне Жабицы мы ходили в часовни, которые называются в честь Тихвинской Иконы Божей Матери. Мы в лагере играли в дартс, волейбол и в футбол со счётом 5:0.

Самуйлов Серафим 8 лет.

Наш долгожданный 5 поход состоялся в д. Посад к Иона Отенскому монастырю. Перед началом похода мы разделились на две группы. Одна группа отправилась в д. Жабицы, чтобы начать разбивать лагерь. Вторая группа в составе которой был я отправилась к монастырю. Дорога была разбита. Мы уходили всё глубже в лес. По дороге мы в лужах рассматривали тритонов и головастиков. Погода была очень хорошая, светило солнце, и мы не заметили, как добрались до места. Мы увидели большую пустошь на которой не было деревьев, возвышался один лишь крест. Потом мы пошли на место где был сам монастырь, и могила Ионы Отенского. Место где стоял монастырь сплошь заросло деревьями. Мы убрали могилу, после чего о. Алексей отслужил молебен. Потом мы отправились на пруд. После этого наша группа отправилась обратно в деревню для того чтобы поговорить с местными жителями. Бабушка Лидия нам рассказала о чуде которое с ней произошло. Но время шло и все устали и хотели поесть. Мы поехали на место где уже был разбит лагерь. За всё время похода мы играли в дарц на отжимания, в футбол, горячую картошку и пионербол (проигравшая команда бегала по лагерю и кукарекала). Мы наловили рыбы и сварили вкусную уху, пили чай из самовара и играли в интеллектуальные игры. Под конец похода мы сходили к двум часовням, построенным в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Перед тем как вернуться к храму мы заехали в д. Рышево к ц. Рождества Пресвятой Богородицы. Было очень весело. Я буду с нетерпением ждать следующего похода!!!

Анисимов Илья 14 лет

***
Мне очень понравилось в этом походе, мы ездили в Жабицы. Некоторым ребята очень повезло они пошли в Ионо-Отенский монастырь. А мы были в лагере и готовили обед. В последний день перед отъездом мы заехали в деревню Рышево. Местный житель рассказал нам историю о церкви Рождества Пресвятой Богородицы. История была очень интересная и захватывающая.В свободное время мы играли в игры
в футбол, в дротики, и в другие. Мы очень ждем следующего похода.

Свинцова Александра 12 лет.