Учащиеся воскресной школы с. Бронница побывали на Родине Садко и преподобного Нила Столобенского

С 26 по 28 мая прошел очередной краеведческий поход в д. Сытино, д.Гостцы, д.Нильско Новгородского района, в рамках реализации проекта «Пешком в прошлое»- победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-17»

Целью похода было ознакомление с историей родного края связанной с храмами и и часовнями  Сытинского погоста.

26 мая ребята отправились в путь. Первым местом остановки была деревня Гостцы. В местном доме культуры для путешественников провели экскурсию по краеведческому музею и библиотеке.

Участники похода узнали, что легендарный Садко является не только персонажем новгородских былин, но это купец, который жил в деревне Сытино и тому есть подтверждение (купец Садко Сытинец, упоминаемый в летописи 1167 года, именно им в Великом Новгороде построен огромный храм в честь святых Бориса и Глеба). Тем интересней стало побывать на родине легендарного Садко.

Мы отправились дальше. Дорога была ужасной и только после обеда мы смогли добраться до деревни Льзень, в которой проживает несколько человек. Пройдя через деревню, мы увидели невдалеке кладбище, стоящее посреди поля на берегу реки. Оказалось, что от некогда большой деревни Сытино не осталось и следа, только лишь чистое поле, кладбище и остатки основания храма.

Решено было расположиться лагерем недалеко от кладбища. Дежурные стали готовить пищу, а часть ребят пошла знакомиться с местными старожилами.

Выяснилось, что в деревне проживает Карпова Валентина, которой исполнилось 92 года, поэтому первым делом мы направились в её дом.

Она поведала нам о том, что давно здесь всё разорено. Храм до войны закрыт был, а в войну его бомбили. Там была и школа, а потом солдаты на чердаке разожгли огонь и  школа сгорела.

Председатель сельсовета, говорили, на колокольню поднимался и оттуда колокола и кресты скидывал. А местные жители оставшиеся иконы растаскивали домой, но потом из заброшенных домов их забирали кто хотел.

В церкви служил прислужник Захар Иванович, а при церкви была деревянная часовня. Недалеко в деревне Веретье находилась часовня Николая Чудотворца.

После войны дома священников разбирали, а священников расстреляли ещё в 37 году. Про священников и служителей она ничего сказать не может. После войны церковь не восстанавливали и священников не было.

А местный житель Геннадий рассказал, что церковь XIVв. и делилась на две части: летняя и зимняя (одна из них пристройка). При храме была церковно-приходская школа. Обучение длилось три года.

Также мы побеседовали еще с двумя бабушками.

Бабушка Мария поделилась с нами рассказом о том, что, когда ей было всего 3 года, её увезли в эвакуацию.  Поэтому, она мало помнит о церкви, но после эвакуации церковь не восстанавливали, а саму церковь разобрали на печки для местных домов, а ворота, которые находились на территории церкви разобрать не смогли. До войны было примерно 36 домов.

Бабушка Людмила рассказала, что родилась она в 1936 году и её крестили в церкви через речку. Т.е. в 1936 церковь уже была закрыта. В 1941 году Людмила и её сёстры шли на работу к маме через церковь, но на колокольне стоял солдат и не пустил их.

На следующий день похода  была запланирована уборка храма. Взрослые отпиливали старые деревья, которые склонились над разрушенным храмом. А  ребята оттаскивали ветки и подметали старые листья. Нужно сказать, что на месте храма остался только пол. Но как раньше делали плитку и клали её в храме, что по прошествии вот уже более 70 лет пол только в нескольких местах потрескался, а в остальном ставь стены и служи. Только вот жалко некогда богатые и многолюдные деревни опустели и полностью исчезают из нашей истории.

В субботу 27 мая на уборку на кладбище пришли около десятка человек жителей соседних деревень  (ведь следующая суббота родительская). Затем отец Алексей Самуйлов отслужил  послужили панихиду.

Нам было интересно узнать  про могилы священников на кладбище.  Один из мужчин сказал, что была плита с надписью за алтарем, но на ней уже ничего не прочитать и её отнесли за кладбище.

Нужно отметить, что хоть церковь и была в честь Успения Божией Матери, но местные жители почитают целителя Пантелеимона, поскольку с иконой этого святого, которая была заказана на Афоне связано много случаев исцелений (об этом нам рассказала Парамонова Капиталина, жительница п.Пролетарий). Поэтому, ежегодно на праздник целителя Пантелеимона здесь собирается много людей, служится молебен и панихида. Даже в советские времена собиралось по 200-300 человек. А сама чудотворная икона находится сейчас в нашем храме  Спаса-Преображения села Бронница.

В последний день нашего похода мы запланировали посетить ещё одну деревню, в которой когда-то находилась церковь – это деревня Нильско. Свернув лагерь, мы отправились навстречу с  жителем деревни Нильско Прокоповым Алексеем Андреевичем, который поведал нам об истории Нильской церкви и её служителей. Церковь в деревне носила название в честь Нила Столобенского, также называется и сама деревня – Нильско, ручей протекающий рядом – Нильский и Нильское озеро, которое впадает в озеро Ильмень. Поэтому, местные жители и предполагают, что Нил Столобенский был отсюда родом. Сейчас на месте старой церкви стоит поклонный крест, а местные жители строят новую церковь, которая в ближайшие годы будет освящена.

С 1897 года в церкви служил архимандрит Геннадий Беляев, ему помогали две монашки. В 1937 отца Геннадия расстреляли, алтарника тоже расстреляли. Отца Параскевы расстреляли, он служил в церкви и отца Юлии тоже расстреляли. Было две семьи: Фёдоровы и Ильины, они подняли вопрос: куда девать иконы? Местные жители предложили раздать их людям, но они не согласились, тогда иконы стали топить, и они не тонули. После всего их сожгли в лесу. И так получилось, что за богохульство обе этих семьи полностью выродились. Один из Ильиных, во время войны был предателем-наводчиком. Во время войны солдаты привезли в Нильско оружие, Ильин сообщил немцам, прилетели самолеты и сбросили бомбы, в результате сгорело два дома. В 1944 году Ильина расстреляли за измену Родины.

Когда в Нильско проложили дорогу, то нашли две могилы монашек. Их выкопали и выкинули на холм. Местные жители не выравнивают этот холм, т.к. не хотят их тревожить.

Валерий Петров сообщил, что, когда ему было 12 лет церковь ещё стояла. Ни одной фотографии церкви не сохранилось до нашего времени. В церкви после её закрытия хранили картошку.

Таким образом, ребята ознакомились с историей родного края с храмами и часовнями Сытинского погоста побывали на родине Садко и Св.Нила Сталобенского

Просмотры (507)

1 комментарий:

1. Татьяна

Отзывы и впечатления некоторых участников проекта «Пешком в прошлое» о краеведческом походе в д. Сытино(д.Льзень), д.Гостцы, д.Нильско Новгородского района
    ****
    Мы отправились в поход 26 мая в деревню Льзень. Несмотря на палящее солнце дорога была словно там прошла третья моровая, но нам удалось прорваться. Кто-то остался брать интервью, а все остальные отправились первой ходкой к ц.Успения ( там мы и разбили лагерь ). Первый день прошёл без приключений не считая дорогу. Утром мы увидели маленького лосёнка. Дальше мы поехали домой. Дорогу мы преодолели за 7 минут хотя туда мы ехали 2 часа. А если подвести итог, то было весело.
    Анисимов И. 14 лет.
    26 мая мы отправились в очередной поход с ребятами из воскресной школы. Я очень рад, что могу принимать участие в этих мероприятиях, ведь в них мы узнаем много интересного о наших родных краях. Оказывается, раньше были построены церкви во многих деревнях. Очень жаль, что так много храмов теперь в разрушенном состоянии. С нетерпением жду следующего похода!
    Рыков Гриша 9 лет.
    ****
    Я хочу рассказать про второй краеведческий поход участницей которого мне посчастливилось быть.
    Это был солнечный жаркий день, но это не помешало одной из машин завязнуть в грязи по дороге к д.Льзень. Взрослые дружно вытаскивали машину. Мы пошли пешком. Дорога была широкая кой- где попадались лужи , но в основном земля была сухой. Вдоль дороги тянулись леса и поля, неподалеку блестела речка . Лагерь разбили рядом с разрушенной ц. «Успения Божией Матери» На лесной поляне . Гостеприимные жители угостили нас рыбой и картошкой. Немного отдохнув,мы пошли к храму на месте которого остался только фундамент и плитка привезенная, видимо, из Израиля для постройки храма. Вокруг под высокими деревьями располагалось кладбище. Вечером мы гуляли до тех пор пока маленький дождик не заставил нас разойтись по палаткам . Ночь была ясная и светлая. На синеватом небосводе ярко сияли звезды. Дым костра поднимался высоко в небо. Утром все окутал туман предвещая ясный день…
    Варвара 14 лет
    ****
    Мы ходили во второй поход по проекту «Пешком в прошлое». Пока ехали к месту конечной остановки проезжали деревни: Сытино, Гостцы и Нильско.
    узнавали информацию про церкви, которые раньше были, а они были в Нильско и Сытино. Дорога оказалась трудной, т.к. развязла от дождя который прошел на кануне вечером.
    Мы остановились за деревней Льзень где все поставили палатки и развели костёр. Рядом была речка Сытинка и кладбище, где раньше была церковь и от неё остался только пол.
    Мне там всё очень понравилось.
    Самуйлова Нина 12 лет.
    ****
    В Льзене,на кладбище стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пантелеймона Целителя. Раньше церковь эта была центром деревни Сытино. Сейчас-это самая окраина деревни Льзень.Дальше-поля,где мы и разбили свой лагерь. От церкви сохранился только пол,выложенный плиткой.Даже со временем она не выгорела и не потеряла свой вид. На некоторых даже сохранились печати завода-производителя. Сюда же на кладбище приходят женщины из деревни Замленье убираются,приводят в порядок могилы.
    Елена Демичева ,инструктор
    26 мая мы ходили в поход в деревню Льзень. В храм Успения Божий Матери. Мы там расставляли палатки, что бы переночевать, ночевали около ручья, разожгли костёр.
    От храма Успения Божий Матери остался один пол из плит. Там жители деревни поставили крест. Мы отслужили панихиду. Мне очень понравилось.