История

 ИСТОРИЯ С. БРОННИЦА И ЦЕРКВИ СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ.

  Село Бронница находится в 25 километрах от Новгорода. Впервые о нем   упоминает новгородская летопись 1268 года. Название его связывают со словом  бронь, т.е. защита, доспехи, которые, возможно, изготовляли местные жители. Но бронью называли также спелый, налившийся колос. Неслучайно в новгородской летописи есть описание дня 3 января 1446 года, когда в этом крае шел сильный дождь и с неба из тучи изобильно сыпалась рожь, пшеница, ячмень так, что все пространство между Мстою и Волховцем было покрыто хлебом, собранным крестьянами. В Броннице стояло войско Дмитрия Донского, позднее – войско останавливавшегося здесь царя Ивана III. На Большой Московской дороге, связывающей Новгород и Москву, устанавливается регулярная ямская гоньба, и Бронницы стали называться Ям-Бронницы, то есть почтовой станцией. Сын царя, Иван IV (Грозный), до основания разорил село. В начале XVII века край был разорен шведами. Согласно преданию, на Бронницкой горе бывала императрица Екатерина II при переезде из Москвы в Петербург. Живописный вид горы и открывшиеся с нее дали так поразили ее воображение, что она повелела  построить на горе храм во имя великомученицы Екатерины. В 1769 году на месте старой трехпрестольной деревянной Введенской церкви был построен великолепный белокаменный храм, тоже трехпрестольный,  с приделами Иоанна Предтечи и великомученицы Екатерины. В XIX веке (1828-1832 г.г.)  он был перестроен по проекту известного архитектора В.П.Стасова. Его расположение на вершине горы, ее строгий классический облик представляют столь монументальное зрелище, что неоставляют равнодушным ни одного человека, и это несмотря на то, что, к сожалению, в настоящее время храм заброшен, в последний раз он реставрировался в 1972 году. Во время Великой Отечественной войны в нем находился наблюдательный пункт войск Волховского фро нта. Храм находится под государственной охраной. Интересные сведения о Бронницах оставил русский писатель А.Н.Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»:

«Между тем, как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору, близ Бронниц находящуюся, на которой, сказывают, в древние времена до пришествия, думаю, славян стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в нем пророчествами, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали. На том месте, повествуют, где ныне стоят Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград. Ныне же на месте славного капища построена малая церковь. Восходя на гору, я вообразил себя переселенного в древность и пришедшего, да познаю от державного Божества грядущее и обрящу спокойствие моей нерешимости… Я опомнился, достиг вершины горы и, узрев церковь, возвел я руки на небо. Господи, — возопил я, — се храм твой, се храм, где вещают, истинного Единого Бога…».

«Бронницы – большое зажиточное село и самый лучший по всей дороге ям – лежит на левом берегу быстрой Мсты. В нем домы обыкновенной деревенской архитектуры, весьма исправные, есть также каменные, и хорошая гостиница, в которой дорожному все получить можно. Подле Бронниц, на правой стороне дороги, несмотря на то, что все окрестности Новгородские ровные, есть высокая гора, видимая со всех сторон на знатное расстояние. Она представляет гигантскую, какую только можно найти в свете, насыпь, фигурою усеченного конуса. Редкость сия равно удивления достойна, если есть действие натуры или рук человеческих. На самом верху ея стоит церковь, вся же отлогость испещрена различным засеянным хлебом. Чтоб оная гора была натуральная, того никак положить не можно, а древность различные оставила об ней сказки…», – так писал о селе Бронницы,  подполковник М.Корнилович 6 января 1833 года.

Храм Спаса-Преображения в Броннице.

Рисунок4

фото 50-х  г.г..

В 2018 году храму исполнилось 130 лет.

В XVIII веке на месте нынешнего храма была построена деревянная  церковь. Строительство нового храма в древнерусском стиле началось в начале XIX века. Имя архитектора проекта осталось неизвестным. В 1888 году, когда торжественно отмечалось 900-летие принятие Христианства на Руси, в Броннице настоятелем протоиереем Гавриилом Фаворским был освящен каменный Спасо-Преображенский храм, на строительство которого его же усилиями были получены царские деньги. Когда силы о. Гавриила начали таять, его пост занял служащий с ним священник Василий Соболев(диаконом в это время был Николай Малиновский, а церковным старостой Александр Гусев). Захоронение протоиерея Гавриила, как и других служащих храма и их родственников находится на том месте, где стоял престол старой деревянной Преображенской церкви. В начале кровавых 30-х годов с колокольни храма были сброшены и разбиты колокола, с куполов (храм двухкупольный) были сняты кресты, со стен храма — иконы. В 1938 году храм был закрыт и приспособлен под зернохранилище, однако службы продолжались вестись тайно в доме о. Василия Соболева на Старой слободе. Только в 1946 году храм был возвращен верующим и освящен. Здание храма является памятником архитектуры.

 

Заботы по возвращению храма Спаса-Преображения

после войны принял на себя его настоятель,

протоиерей Петр Чесноков(+25.10.1963)Рисунок25566

  Главный престол был освящен в честь Преображения Господня. Второй небольшой  придел в честь Всех Святых находится в левой стороне, построен и освящен при о. Петре. Родился  о. Петр  в Петербурге в 1877 году. С раннего детства жил на Валааме в послушниках в келье Валаамского старца Луки. Закончил духовную семинарию на Валааме. По благословению старца, вернувшись в Петербург, женился, получил приход в храме под Петербургом. В 30-е годы был репрессирован.

По освобождении в 1944 году служил в одном из храмов Москвы, а затем был направлен в приход Бронницкой Спасо-Преображенской церкви. Под его руководством общими усилиями прихожан близлежащих сел и деревень жизнь церкви, прихода была налажена, восстановлены иконостас, собран хор. В 1950 году по освобождении из тюрем в Бронницкую церковь были направлены

о. Евгений (Евгений Степанович Степанов) и о. Михаил (Ивлев). В 1950 по снятии о.Петра с церковного учета, церковные священнические обязанности были возложены на о.Евгения и о.Михаила.  В 1953 году,  в 76-летнем возрасте, о. Петр был отстранен от службы в церкви по обвинению в том, что «в Советском государстве Церковь отделена от школы», а в  Бронницкой церкви пели в хоре несовершеннолетние.Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I благословил о.Петра по его прошению на поступление в монастырь. О.Петр поступил в Псково-Печорский монастырь в январе 1960 года, принял монашеский постриг под именем Никиты (в честь святителя и чудотворца новгородского Никиты). В том же году был введен в сан игумена, а затем архимандрита, стал духовником Псково-Печорского монастыря.Архимандрит Никита скончался 25 октября 1963 года, погребен в Пещерах Псково-Печерского монастыря.

Рисунок32

Протоиерей  Евгений Степанов(+10.09.1991) родился в 1916 году в Холмском крае Новгородской губернии. Незадолго до Великой Отечественной войны был призван в Армию. В день присяги отказался принимать ее, поскольку, как свидетельствует сын его, о.Владимир, в ней были слова: «Последнее дыхание отдам делу Ленина-Сталина». Он же сказал, что последнее дыхание

история храма111

отдаст Богу, а не делу Ленина-Сталина, за что был посажен в тюрьму (как и о.Михаил за подобный же поступок). После войны о.Евгений приехал в Псков, подал прошение в Ленинградскую Духовную семинарию. По ее окончании женился, был хиротонисан во диакона, затем — священника и был направлен в Преображенский храм с. Бронница,  где прослужил десять лет. Настоятелем в то время был протоиерей Петр (Чесноков), вторым  священником стал – о. Евгений, третьим – о. Михаил. Жена о. Евгения Александра Ивановна была певчей в церковном хоре. Часто в то время в Бронницкий храм на богослужение приезжал архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов),человек глубокой веры, молитвенник, иконописец (ныне упокоен в Троице- Сергиевой  Лавре). 

Рисунок1

Архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов)

С наступлением шестидесятых годов, с приходом к власти Н.С. Хрущева, начались травли священнослужителей. О.Евгений был лишен регистрации и священнического места. Уехал в Печоры к старцам, с трудом, но получил с помощью псковского епископа Иоанна (Разумова) место священника в пос. Славковичи Порховского района Псковской области, где прослужил около тридцати лет. 10 сентября 1991 года мирно почил о Господе (похоронен возле храма Спаса-Преображения в Броннице). В период с 1946 по 1975 г.г. настоятелями церкви с.Бронница были: протоиерей Петр Чесноков, протоиерей Евгений Степанов, протоиерей Амвросий Джиган.

 

 

 

С 1975 по  2008 гг. в  в ц.Спаса-Преображения с. Бронница  настоятелем был

 архимандрит Иларион  Приходько(+29.05.2008).

Рисунок5

Архимандрит Иларион Приходько настоятель ц.Спаса-Преображения

Рисунок733

архим.Иларион со своим духовником архим.Иоанном Крестьянкиным

Архимандрит Иларион (Приходько Иван Фомич) родился 24 июня 1924 года в селе Аленовка Унечского района Брянской об­ласти. В 1938 году окончил школу-семилетку; в 1939-41 гг. работал в Унечском железнодорожном депо маляром-художником. В 1943 году ушел на войну. Был ранен. По возвращении с фронта работал в колхозе с. Аленовка. В 1950 году Иван Фомич Приходько поступил послушником в Глинскую Рождества Богородицы мужскую пустынь. 6 декабря 1957 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Иван Фомич Приходько был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Великого. 3 сентября 1959 года монах Иларион, состоявший в числе бра­тии Св. Рождество-Богородичной Глинской пустыни, рукоположен архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием в сан иеро­диакона. 30 декабря 1961 года, «снисходя к усиленным просьбам Церков­ного Совета Михайловской Церкви пос.Борисовки Белгородской области», епископом Курским и Белгородским Леонидом иеродиакон Иларион назначен настоятелем этой церкви. 31 декабря 1961 года иеродиакон Иларион рукоположен на Бо­жественной Литургией в Курском Кафедральном Соборе епископом Курским и Белгородским Леонидом в сан иеромонаха. 5 марта 1962 г., ко дню Св. Пасхи, настоятель Михайловской Церкви с. Борисовки иеромонах Иларион «во внимание к усердной и полезной службе Церкви Божией» награжден набедренником, в удо­стоверение чего выдана грамота. В 1963 году иеромонах Иларион рекомендован настоятелем Троицкой церкви с. Муром Щебекинского района Белгородской об­ласти. С 1963 по 1967 годы иеромонах Иларион проходил обучение в Ленинградской Духовной Семинарии, которую успешно окончил и в 1967 году был зачислен в число студентов Ленинградской Духовной Академии. 19 сентября 1967 года по представлению митрополита Ленин­градского и Ладожского Никодима воспитанник 4 класса Ленин­градской Духовной Семинарии иеромонах Иларион высочайше на­гражден от Святейшего Синода наперсным крестом. В 1971 году иеромонах Иларион окончил Ленинградскую Ду­ховную Академию со степенью кандидата богословия. Тема кандидатской диссертации: «Новозаветное и святоотеческое учение о таинстве покаяния». В 1971-1973 годах иеромонах Иларион находился в числе братии Троице-Сергиевой Лавры. 19 июля 1973 года, будучи отчисленным из-за отсутствия прописки из Троице-Сергиевой Лавры, назначен священником церкви Святого Апостола Филиппа в г. Новгороде. В этом же году возведен в сан игумена. 6 октября 1975 года иеромонах Иларион освобожден от занимаемой должности священника в церкви Святого Апостола Филиппа и назначен настоятелем церкви Спасо-Преображения пос.Бронницы Новгородского района. 25 апреля 1976 года настоятель Спасо-Преображенской церкви пос.Бронницы Новгородского района игумен Иларион по указу Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима награжден палицей. 2 апреля 1980 года указом Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Антония «за усердное служение Церкви Божией» ко дню      Св.Пасхи игумен Илари­он удостоен награждения крестом с украшениями. 13 февраля 1981 года «за усердное служение Церкви Божией» игумен Иларион был возведен указом Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Антония в сан архимандрита. Хиротония была совершена за всенощным бде­нием в церкви Св. Апостола Филиппа, в праздник святителя Никиты Новгородского. В том же 1981 году, 16 февраля, архимандрит Иларион был назначен духовником Новгородской епархии. В 1987 году к празднику Святой Пасхи архимандрит Иларион «за долголетнее и усердное служение Церкви Божией» удостоен права служения Божественной Литургии с Открытыми Царскими Врата­ми до Херувимской песни. В 1988 году «во внимание к церковным заслугам и в связи с 30-летием священнослужения» архимандрит Иларион высочайше сопричислен к ордену Русской Православной Церкви во имя св. равноапостольного Великого Князя Владимира IIIстепени. В 1990 году архимандрит Иларион, настоятель Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского района и духовник Новгородской епархии, удостоен «за усердное и ревностное служение Церкви Божией» права служить Божественную Литургию с Отверстыми Царскими Вратами до молитвы «Отче наш». В 1994 году архимандрит Иларион по представлению епископа Новгородского и Старорусского Льва «за усердное служение Церкви Христовой и в связи с 70-летием» награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II правом ношения второго на­персного креста с украшениями. В 1999 году «во внимание к усердному служению и в связи с 75-летием со дня рождения» архимандрит Иларион награжден Свя­тейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия РадонежскогоIII степени. В 1999 году, на Страстную Седмицу, архимандрит Иларион со­вершил паломничество на Святую Землю, а в 2001 году написал кни­гу «На Земле Обетованной. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой град Иерусалим и прочие святые места». В 2004 году «во внимание к усердному пастырскому служению и в связи с 80-летием со дня рождения архимандрит Иларион награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом Рус­ской Православной Церкви св. равноапостольного Великого Князя Владимира III степени. Более 40 лет духовником о.Илариона являлся архим.Иоанн (Крестьянкин). Скончался 29 мая 2008 года. Погребен в Великом Новгороде в Варлаамо-Хутынском монастыре близ алтаря Преображенского собора. В 2001 году вышла книга, написанная о.Иларионом после паломничества на Святую землю на Пасху 1999 года:  «Архимандрит Иларион. На земле обетованной. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой град Иерусалим и прочие святые места». После смерти о.Илариона стараниями Натальи Михайловны Копытцевой вышли в свет две книги: «…Озаренный. Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион» и «Чтоб свеча твоей жизни горела…Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион». Книги являются данью благодарной памяти тому, кто учил Истине, Добру, Любви.

Служителями в Бронницкой церкви были в разное время о.Анатолий, архим.Ефрем (Барбинягра), о.Валентин (Слукин), игумен Стефан  и другие.

О.Стефан

игумен Стефан Попков и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев

Более 20 лет вторым священником в храме служил игумен Стефан Попков (+30.06.2009).      Отец Стефан (в миру Сергей Васильевич Попков) родился 7 июля 1946 года в семье верующей, благочестивой. После армии Сергей Васильевич решил уйти в монастырь и в 1968 году во Псково -Печерском монастыре он принял постриг с именем Стефан. В 1975 году молодой монах успешно поступил в Духовную семинарию и служил в Никольском соборе в Ленинграде. В 1979 году был рукоположен в пресвитера и направлен для службы в Тихвин, в церковь Тихвинской Божией Матери. По окончании Духовной семинарии о.Стефан продолжал обучение в Ленинградской Духовной академии. В 1984 году его направляют в Бронницкую церковь. И здесь он сразу же приобрел всеобщее уважение и любовь верующих. Но вскоре игумена Стефана переводят в Холм. Там открылась община, церкви не было, все начиналось с нуля. В 1989 году Патриарх Алексий II открывает в Новгороде Николо-Вяжищский монастырь и Владыка Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев переводит его туда для организации дел по устройству монастыря. В феврале 1992 года о. Стефан приезжает настоятелем в Валдайский Иверский монастырь, где предстояло строить новое и поднимать разрушенное… В августе 1997 года он возвращается для службы в Бронницкую Спасо-Преображенскую церковь, где прослужил до конца своих дней . Духовно окормлял Дом-интернат  пос.Пролетарий и был духовником Новгородского Духовного Училища. Отец Стефан был погребен на кладбище Валдайского Иверского монастыря, как первый настоятель этой обители.

Церковный хор.

По воспоминаниям старожил, в конце XIX начале XX веков в храме был замечательный хор, вероятно привезенный из Москвы по ходатайству владельца фарфорового завода в нынешнем поселке Пролетарий (до сих пор в церкви хранятся дореволюционные нотные книги с московскими распевами). Церковные певчие обладали столь высоким певческим талантом, что послушать хор приходили паломники не только из близлежащих сел и деревень, но и городов —  Новгорода, Крестец. Позже в хоре пели: Прасковья и Евгения Коньковы, Мария Ширшина, супруги Анна и Иван Жариновы, Антонина Жаринова, Анна Коржикова, Мария Савельева, Константин Епифанов, Алексей Морозов, Елена Савина, Зоя Ермолаева, Рисунок9Анастасия Ивановна Никитина, Анна Михайловна Горлова, Елена Кузьмина, Лариса Ляхова и др. Сегодня в хоре такие замечательные певчие, как Борис Иванович Погудин, Александр Семенович Ларин, Надежда Булина, Мария Жаворонкова и др. Регент хора – Людмила Николаевна Сирота.

Значимым событием в жизни прихода было посещение храма в Броннице Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в августе 1991 года.

Рисунок10

Патриарх Московский и всея Руси Алексием II и архимандрит Иларион Приходько на территории ц.Спаса-Преображения с.Бронница

Просмотры (4119)


4 комментария:

  1. Ксения Рормозер, прихожанка.

    СТАТЬЯ О ПРИТВОРНЫХ АНГЕЛАХ В НАШЕМ ХРАМЕ.
    __________________________________________
    Самое первое, на что обращают внимание все приходящие в наш храм: как постоянные прихожане обязательно прикладываются к двум фрескам.
    Расположены эти фрески прямо при выходе из притвора.
    На правой фреске изображен Ангел держащий в деснице перо, а в левой руке свиток на котором написано следующее: «Ангел Господень записывает имена входящих в храм».
    На левой фреске нарисован совершенно такой же ангел, всё так же держащий в деснице перо, а в левой руке свиток, но на свитке написано следующее: «Ангел Господень записывает имена исходящих из храма».
    Откуда пошёл этот обычай и почему такие фрески расположены именно в нашем храме.
    Мы с моими детьми задались этим вопросом и решили исследовать другие храмы Новгородской Епархии на предмет притворных (находящихся в притворе) ангелов.
    Оказалось, что наш храм во имя Спаса-Преображения в селе Бронница, единственный сохранил две такие фрески в притворе. Но раньше были в Великом Новгороде в храме Покрова Божией Матери и в Знаменском соборе, в настенный минологий включены такие ангелы Господни записывающих имена входящих в храм.

    Что же нам удалось прочитать в интернете на эту тему.
    А вот что: оказывается изображение ангела при входе в храм со свитом в руках было принято ещё в Византии. И их действительно было два. Один был с мечом в руках, а другой со свитком, в который записывались имена всех входящих в храм.
    Ещё мы прочитали о видении одному старцу ангела Господня, который действительно записывал имена всех приходящих в храм Божий, а имена исходящих до окончания богослужения – вычеркивал.

    Так что мы пришли к выводу, что о тех людях, которые приходят в храм и молитвенно переживают всё Богослужение от начала до конца остаётся запись в ангельской книге посещений. А второй ангел ведёт свои записи исключительно для того, чтобы прихожане и захожане остерегались выходить из храма во время Богослужения без особой нужды.

    http://www.stihi.ru/2016/12/15/11507

  2. Мария Каменяка

    Спаси Господи за подробное повествование о священнослужителях храма. Давно хотела узнать что-нибудь об о.Илларионе. Весной 1978 года, будучи студенткой 4-года курса Абрамцевского художественно-промышленного училища, я была направлена на преддипломную практику в Бронницы на фарфоровый завод. Шел Великий пост, и я посещала находящуюся недалеко от завода Преображенскую церковь. Проповеди о.Иллариона меня потрясли, перевернули мое мировоззрение. Хотя я с детства воспитывалась в православной вере, но вера моя в те годы была какой-то прохладной, скорее данью традиции, исполнению обрядов. Исполненные горячего, искреннего чувства, прямолинейные, обличительные слова о.Иллариона дошли до сердца и воспламенили его любовью к Богу. Вся моя жизнь с того времени стала другой. Я считаю этот храм местом моего духовного рождения, и с благоговением отношусь к памяти о.Иллариона. Запомнились его простота, прямота, громогласные обращения к хору или к прихожанам во время вечернего богослужения («Кто на автобус — вон!»)…К сожалению, на исповеди у него побывать не удалось, исповедовалась у о.Валентина, второго священника, тоже очень располагающего к себе, спокойного и доброго.

  3. Татьяна Егорова

    Примите мою благодарность за сохранение истории. Я с восторгом прочитала слова о своем прапрадеде Соболеве Василии и его зяте Богоявленском Василии. Моя прабабушка Наталья Васильевна Соболева(Виноградова) вышла замуж за священника деревни Наволок Новгородской епархии. Рассказы моей бабушки Пермезской Зинаиды Сергеевны о той большой дружной семьи для меня всегда будут самым дорогим в жизни.

    • Татьяна Самуйлова

      Уважаемая Татьяна! Спаси Господи Вас за отклик! Будем вам очень признательны, если вы сможете подробно изложить рассказы вашей бабушки! Это будет интересно не только всем прихожанам, но И жителям нашего села, так как информации о священниках, которые служили в храмах с.Бронница и д.Наволок почти не сохранилось. Просим Вас написать на электронную почту:tps5@ya.ru или позвонить по тел. настоятеля 89116333823.
      Бог в помощь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Архивы