Родной отец наш архимандрит Иларион прибыл на Новгородскую землю в 1972 году. Его пламенный, самоотверженный дух опалял сердца людей, затепляя в них огонек веры, надежды и любви. Его проповеди слушали, затаив дыхание, такая ощущалась в них духовная сила, а голос то звенел под самым куполом храма, то тихо и бережно касался душ и, казалось, пел в них.
7 июля 2024 года исполняется 100 лет со дня земного дня рождения любимого и уважаемого батюшки, архимандрита Илариона Приходько, настоятеля ц. Спаса-Преображения с. Бронница и духовника Новгородской Епархии, наследника духовных традиций Глинских старцев.
Предлагаем вашему вниманию жизнеописание архимандрита Илариона Приходько, составленное по книге Натальи Михайловны Копытцевой «Озаренный. Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион».
«…Архимандрит Иларион (Приходько Иван Фомич) родился 24 июня 1924 года в селе Алёновка Унечского района Брянской области. В 1938 году окончил школу-семилетку; в 1939-41 гг. работал в Унечском железнодорожном депо маляром-художником. В 1943 году ушел на войну. Через полгода своего пребывания на фронте Иван получил тяжёлое ранение, последствия, которого остались на всю жизнь.
Война открыла юноше глаза на ужасающую ложь, которой был пропитан советский строй. Он вернулся к простым и ясным истинам, которым учили его родители. Позже батюшка вспомнит: «Коснулась сердца благодать Божия, Господом сердце загорелось. И не нужны стали никакие высокие слова, никакие доводы и доказательства» По возвращении с фронта Иван работал в колхозе села Алёновка.
Однажды один священник в Брянске сказал Ивану: «Вот есть такая Глинская пустынь. Поезжай туда, там живут великие духовные люди — старцы». В первый же приезд в обитель его встречает незнакомый монах, называет по имени и говорит: «Ты будешь наш». Это был иеросхимонах Гавриил, прозорливый старец пустыни. Так Промысел Божий приводит в 1950 году Ивана послушником в Глинскую пустынь.
В 1950 году Иван Фомич Приходько поступил послушником в Глинскую Рождества Богородицы мужскую пустынь, о чём свидетельствует справка. Но оставаться здесь долго он не мог, потому что у него потеряны были документы. Со временем Глинским старцам удалось решить эту проблему, и он окончательно поступил в Глинскую пустынь: по собственному признанию, только спустя пять лет, то есть в 1955 году. Ивану в год поступления в обитель был 31 год.
Глинские старцы с любовью приняли молодого насельника под свое духовное попечение, а один из них – архимандрит Серафим (Романцев), стал его духовным отцом.
6 декабря 1957 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Иван Фомич Приходько был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Великого.
3 сентября 1959 года монах Иларион, состоявший в числе братии Глинской Рождества-Богородицкой пустыни, рукоположен архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием в сан иеродиакона.
Заметим, что молодой насельник вступил на монашеский путь, выбрал путь служения Церкви в то время, когда будущее церковнослужителя сулило ему только тяжкий крест исповедничества и мученичества, и никогда не усомнился в принятом решении. Более того, всегда жалел, что не остался в монастыре, но не мог не помнить: знать, на то была воля Божия — быть ему монахом в миру, слугой меньших, верил в то, что Тот, Кто возложил на него бремя священного служения, даст ему силы и укажет верный путь.
Представ пред престолом церковным, отец Иларион весь целиком отдался пастырскому делу. Свершилось то, к чему в покорном ожидании на сие воли Божией его душа жадно стремилась. Батюшка рассказывал, что после пострига в мантию ощутил такой небывалый приток духовной энергии, ему открылась жизнь, исполненная такой неизреченной радости, неведомого доселе духовного наслаждения, что первые месяцы ему казалось – он летает в облаках. Всю жизнь он остро помнил великий день своего пострига и обеты, данные при нем.
Узрев недюжинные способности молодого монаха, его усердие к благочестию, настоятель благословил его принимать посетителей, ищущих советов. Слух о его духовной мудрости быстро распространился среди богомольцев.
К отцу Илариону приезжали в Глинскую за советами, наставлениями из разных городов. В свою очередь, беседы со старцами являлись для него проводниками того благодатного состояния, которым сам он будет исполнен после многолетнего пребывания в монашеском подвиге и которое передавалось в беседах с ним окружающим его людям. По этому состоянию в н у т р е н н е г о духовного м о н а с т ы р я и по созданию его в душах других всегда будет тосковать его душа.
В келье настоятеля отца Серафима была икона Божией Матери Иверской, которую еще в 1817 году привез в благословение обители ее духовный преобразователь игумен Филарет (Данилевский). По преданию, в день его прибытия в обитель привился новый рой пчел, что принято было иноками как Божие благословение. Образ Иверской Божией Матери отец Иларион всегда почитал особенно.
По уходу из Глинской обители отца Илариона назначили служить диаконом в город Старый Оскол Белгородской области. Через несколько месяцев — 30 декабря 1961 года, «снисходя к усиленным просьбам Церковного Совета Михайловской Церкви пос. Борисовки Белгородской области», иеродиакон Иларион назначен епископом Курским и Белгородским Леонидом настоятелем этой церкви. А 31 декабря 1961 года иеродиакон Иларион рукоположен на Божественной Литургией в Курском Кафедральном Соборе епископом Курским и Белгородским Леонидом в сан иеромонаха.
Молодой священник прослужил в Борисовке около года, в течение которого церковь ломилась от многочисленных прихожан. В батюшкином сердце никому не было тесно. Он стал для всех родным и близким. Там же батюшка встретился с двенадцатилетней Валентиной Бондаренко, которая сразу стала его духовной дочерью и уже никогда с ним не разлучалась. Она будет келейницей батюшки до конца его дней.
Когда не стало Глинских старцев, отец Иларион несколько лет ездил к схиархимандриту Серафиму (Тяпочкину; 1894-1982) в поселок Ракитное Белгородской области. Старец Серафим служил в Свято-Никольском храме с 1961 года до своей кончины. Его духовными окормителями были схиархимандриты Андроник и Серафим (Романцов). Воспоминания об этом удивительном старце наполняли сердце отца Илариона любовью к нему, укрепляли в нем дух христианской любви к пасомым, придавали силы в труждениях на пользу страждущим, помогали самому переносить скорби и утешать в скорбях других в трудные минуты жизни. Оба старца (о.Серафим и о.Иларион) очень любили и уважали друг друга, прислушивались к мнению вопрошающего.
Неизгладимый след оставила навсегда в сердце батюшки Илариона встреча с отцом Иоанном (Крестьянкиным). С глубоким благоговением вспоминает батюшка свою первую встречу с ним в Святой Глинской обители в 1957 году, пробудившую чувства глубокой любви к будущему своему духовному отцу и глубокой ему преданности.
В кратком очерке, посвященном жизни и деятельности отца Иоанна в благодарность за духовное окормление и к знаменательной дате 94-летия со дня рождения старца, батюшка вспоминает: «Я был иноком-послушником, преисполненным гордыни и тщеславия, а в Вас увидел мудрого опытного старца, исполненного жертвенной любовью, смирением и кротостью. Эта встреча оставила в душе моей искренние глубочайшие уважение и любовь к Вам, чувство глубокой Вам преданности». После того они несколько раз встречались в Святой Троице-Сергиевой Лавре и в Святой Псково-Печерской обители.
Эти встречи были, однако, непродолжительными. Ближе батюшка познакомился с отцом Иоанном в 1967 году, когда тот приехал на постоянное жительство в Свято-Успенский Печерский монастырь. «Тогда же, — вспоминает отец Иларион, — без всякого колебания я избрал Вас своим духовным наставником как мудрого старца, хотя в тот момент ничего Вам об этом не сказал».
В дальнейшем, в течение своей учебы в Ленинградской Духовной Академии, батюшка несколько раз в году приезжал в обитель, жил в ней какое-то время, руководствовался мудрыми советами и наставлениями отца Иоанна. «Вы стали для меня самым близким, незаменимым и дорогим отцом… мудрым, многогранным духовным наставником, добрым пастырем, полагающим, по слову Христа, души за овцы своя».
Молодой иеромонах всегда хотел учиться, ум и сердце его стремилось к познанию истины Божественного Писания. И старцы благословили его на учебу в Загорск (до революции и сейчас — Сергиев Посад). Успешно сдав экзамены, он поступил в Духовную Семинарию, но через три месяца его отчислили из-за отсутствия прописки.
Тогда иеромонах Иларион потупил Ленинградскую Духовную Семинарию, где обучался с 1963 по 1967 год, успешно завершив обучение. В том же году он поступил в Ленинградскую Духовную Академию, которою окончил в 1971 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Новозаветное и святоотеческое учение о таинстве покаяния» под руководством профессора протоиерея Л. Воронова. Так как отец Иларион с отличием закончил Академию, то был приглашен на преподавательскую работу при ней. Но это оказалось невозможным, потому что батюшка был «неподписной», то есть отказался служить в КГБ. Его хотели «упечь» в какую-нибудь глушь. Но Бог миловал. Какое-то время батюшка оставался при Академии. Летом 1972 года батюшка был зачислен в число братии Свято-Троицкой Лавры.
Но и здесь «сработал» существующий закон, по которому он не мог оставаться в Лавре без прописки.
После долгих мытарств, по поводу которых никогда не роптал (памятуя Евангельское наставление: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2Тим.ЗЗ,12), священник Иларион Приходько оказался в Новгородской епархии, куда направил его митрополит Никодим, и был назначен на служение в церковь Апостола Филиппа. 28 июля 1973 года отец Иларион приехал в Новгород.
Он стал местным властям костью в горле. Между тем не только для прихожан Филипповской церкви, но и для всех верующих людей Новгорода и области он оказался настоящим духовным сокровищем.
В своих проповедях он говорил о том, что такое духовная жизнь, в чем состоит очищение сердца, как подвижники достигали истинного познания Бога, о сладкой радости жизни в Боге и для Бога и ближних, о значении чтения Слова Божия, о необходимости молитвы, смирения, терпения и других добродетелей в жизни христианина.
Его слово всегда начиналось и кончалось призывом к покаянию в отступлении от Бога, в безбожном образе жизни, оно звучало как исповедание его жизни во Христе, он произносил их с такой внутренней силой и верой, как будто говорил о только что произошедшем с ним. Благодатная их сила мгновенно передавалась слушателям, глубоко проникала в их сердца. Толпы людей ходили послушать нового батюшку, поисповедоваться у него. Всех поражали его величавая строгость и мужество.
Терпению властей города пришел конец: нового священника вызывали, увещевали, ставили на вид его «недопустимое поведение».
Так, уже в октябре 1975 года даже в церкви апостола Филиппа отцу Илариону власти служить не позволяют, поводом к чему послужили кляузы недовольных его яркими проповедями и авторитетом среди верующих.
6 октября 1975 года иеромонах Иларион освобожден от занимаемой должности священника в церкви Святого Апостола Филиппа и назначен настоятелем церкви Спаса-Преображения села Бронница Новгородского района.
Нелегко было видному выпускнику Академии, которому многие пророчили архиерейство, принять перевод в село как волю Божию. Батюшка сам признавался, что много читал акафистов и со слезами молился. Отец Иларион не искал славы и почета, а горел только одним желанием – как можно полнее послужить Церкви, привести потерянных овец в ее ограду. Вторя Евангельским словам Спасителя, батюшка как бы в шутку признавался: «Меня хлебом не корми – дай проповедь сказать». Но постоянные отказы о.Илариона на уговоры работать тайным осведомителем КГБ сделали свое дело. Он не шел ни на какие копромиссы с большевистской властью, и за это был практически сослан.
Со временем Бронницкий приход молитвенными трудами и мудрым руководством отца Илариона становится одним из самых крепких приходов. Прихожане полюбили нового батюшку и привязались к нему, старались помочь кто чем мог в храме и по хозяйству. Надо сказать, что в те годы у священника в храме не было прав, всем руководила староста из так называемой «двадцатки». Поэтому завоевать доверие и преданность паствы можно было только искренней нелицемерной любовью о Господе, собственным примером пламенной веры и жизни по Евангельским заповедям. Сердца простых старушек, отболевших, переживших войну не могли не почувствовать Божией благодати живущей в батюшке — добром пастыре, который стал для них самым близким, незаменимым и дорогим отцом.
В 80-е годы, после долгих лет преследований Церковь обрела, наконец, свободу. Стало понятно, что страну не воскресить без пробуждения в людских сердцах веры, без возвращения к истокам нашего бытия — к Святому Православию.
Батюшка воспринял возрождение Церкви как возрождение, прежде всего, из атеистического небытия попранных святынь, как просвещение своей умножившейся паствы светом Евангельской Истины. Он постоянно повторял слова св. Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец».
Как мудрого и опытного руководителя митрополит Новгородский и Ленинградский Антоний (Мельников) в 1981 году возводит игумена Илариона в сан архимандрита и назначает духовником епархии, у которого ежегодно Великим постом стало исповедоваться все епархиальное священство и монашество. Послушание это отец Иларион пронесет до конца.
Через Богослужение батюшка давал людям возможность почувствовать силу общей молитвы, церковных таинств. Его короткие возгласы («Станем добре, станем со страхом», «Главы ваша Господеви приклоните», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе») заставляли сердца трепетать перед неисповедимой тайной Божьего Царства.
Каждое утро начиналось с акафистного пения: Иисусу Сладчайшему, Покрову Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу. По окончании Литургии совершалось молебное пение.
Батюшка видел в Церкви хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного наследия. Он жил в Церкви и Церковью, словом Божиим, исполнением его, житиями святых, любил читать минеи богослужения, каноны святых.
Духовный облик архимандрита Илариона невозможно передать в полной мере, пожалуй, никому, т.к. «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 15). Все, кто близко знал старца, помнят его неподдельную добрую внимательность, и его строгие чистительные вразумления, которые он делал открыто, но мудро, не терпя нашего нерадения о своем спасении, нашей лености или самоуспокоенности.
Он сам был ревностным подвижником, неустанным тружеником, не жалеющим себя, и старался всех пасомых воспламенить стремлением к духовному совершенству. А своих близких чад особо предостерегал от «почивания на лаврах». Скрывая за внешней суровостью свое мягкое отеческое сердце, безграничную любовь, он своим проницательным оком, просвещенным благодатью Христовой, видел наши беды и проблемы без наших слов и просьб. Скольких людей привел он к вере, направил ко спасению, укрепил, поддержал, исцелил духовно и телесно за годы своего избраннического служения!
В 1995 году стараниями отца Илариона в селе Бронница была открыта Церковно-приходская Воскресная школа. Архимандрит Иларион большое внимание уделял воспитанию подрастающего поколения. Переживал за каждого ученика и всех преподавателей воскресной школы.
На Приходе в Броннице батюшка Иларион был духовным отцом, мудрым и строгим наставником для многих прихожан. К нему приезжали за советом и из Великого Новгорода и из других городов.
В 1997 году батюшка тяжело заболел. С каждым днем ему становилось все хуже. Он буквально таял на глазах своей многочисленной паствы, выглядел пугающе исхудалым и бледным. Организм его не принимал никакой пищи. Впервые духовные чада батюшки видели его лежащим в постели, с обострившимися чертами лица, всем казалось, что видят батюшку в последний раз, обращенные к себе слова воспринимали как прощальные, как напутственное завещание.
В короткий срок батюшка перенес одну операцию за другой, но надежды на выздоровление почти не оставалось. В день отпевания батюшки (спустя десять лет) архиепископ Лев вспомнил об этом тревожном времени: лечащая врач сообщила ему о неизбежном, печальном исходе отца Илариона, и он приехал к нему в Бронницы, чтобы подготовить его к этому и услышал ответ: «На все, владыка, промысел Божий».
В этом вот состоянии предельной физической немощи батюшка, к изумлению многих, совершил заветную паломническую поездку на Святую Землю. И в 2001 году вышла книга, написанная о.Иларионом после паломничества на Святую землю на Пасху 1999 года: «Архимандрит Иларион. На земле обетованной. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой град Иерусалим и прочие святые места».
Ни на минуту невозможно было представить его неподвижным, с безмолвными устами, не взывающими к Господу, не возвещающими хвалу Ему.
Он всегда был в действии и окружающих учил постоянно понуждать себя к богоугодным делам. Болезни свои и бремя нравственных болезней своих духовных чад нес самоотреченно, самозабвенно. Много молился за своих исповедников, приводил их силой мудрого своего слова, а главное — глубокого проникновения в тайники человеческой души к осознанию своей вины, к сокрушенному покаянию.
Спал батюшка всегда мало, а в последние годы — не более двух часов, а то и вовсе не смыкал глаз. Сторож Геннадий постоянно видел горящий всю ночь в батюшкином окошке свет, слышал стук об пол. Долгое время он думал, что батюшка, должно быть, падает ночью с кресла. Но однажды прислушавшись, понял, что он бьет земные поклоны. Когда же ему приходилось хоть немного заснуть, сторож слышал часто внезапные крики — батюшка вскрикивал во сне от болей.
В начале мая 2008 года батюшка отправился вместе со своей келейницей матушкой Валентиной на обследование в Москву. Шел Великий пост и по такому случаю, не пробыв на лечении и десяти дней, он поспешил обратно, в свой Бронницкий храм, к своим прихожанам, пообещав врачам вернуться в ближайшее время. Но обстоятельства сложились так, что вернуться в клинику он уже не смог. Весна 2008 года стала для батюшки последней. В Москве, в больнице, он исповедался у владыки Никона (служащего по благословению Святейшего Патриарха в одном из московских храмов), чему был очень рад.
Господь призвал к Себе своего верного труженика и подвижника Православной веры вечером 29 мая 2008 года.
Проводить отца Илариона в последний путь пришли все клирики Новгородской епархии во главе с ее правящим архиереем архиепископом Старорусским и Новгородским Львом, который в сослужении с архиепископом Глуховским и Конотопским Лукой совершил 31 мая 2008 года Божественную Литургию и отпевание по Пасхальному чину.
Похоронен отец Иларион на монастырском кладбище Варлаамо-Хутынского Спаса-Преображенского монастыря.
Мы продолжаем черпать из неиссякаемого кладезя его мудрости, из его проповедей, бесед, высказываний, магнитофонных записей ответы на наши сомнения, на вопросы, которые ставит жизнь на нашем пути, и ощущаем рядом его живое дыхание — дыхание Вечности. Его духовное слово животворит наши сердца, помогает обретать церковное расположение к событиям и фактам мимо текущей жизни, помнить о неотвратимости приближающегося конца нашего дольнего странствования, о необходимости духовного нашего бодрствования, заставляет, забывая о тленном и преходящем, внимать помыслам благим и спасительным, отдавая при этом родному отцу свое сердце и устремляя взор к Царствию Небесному.
После смерти о.Илариона стараниями Натальи Михайловны Копытцевой вышли в свет книги: «…Озаренный. Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион» и «Чтоб свеча твоей жизни горела…Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион». Книги являются данью благодарной памяти тому, кто учил Истине, Добру, Любви, «Из духовного наследия ПАСТЫРЯ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ АРХИМАНДРИТА ИЛАРИОНА. Слово жизни, письма, проповеди, воспоминания», «ПРОПОВЕДИ ПАСТЫРЯ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ АРХИМАНДРИТА ИЛАРИОНА».
Просмотры (0)